Первый день в детском садике
Ты день за днем смотришь, как растет твое чадо - первая улыбка, первый зубик, первый шаг… Он взрослеет, и ты понимаешь, что ему пора в детский садик.
Это очень трудный психологически шаг не столько для мамы, сколько для ребенка, ведь он привык видеть свою родительницу каждый день, каждую минутку проводить рядом с ней. И он еще не понимает, что ему придется расставаться с мамой на весь день, и твоя главная задача – помочь ему адаптироваться в новой среде.
Детский садик – это место, в котором он проведет, по меньшей мере, три следующих года своей жизни. Это очень важное время, время подготовки к следующему, еще более важному шагу – к школе.
Детский садик – эта та среда, где ребенок откроет для себя много нового и увлекательного. Новые друзья, новые игры, новые увлечения. Ребенок обязательно привыкнет, главное пережить первое время, когда он со слезами на глазах будет кидаться к тебе, как только утром ты соберешься уйти на работу и оставить его одного. Он справится, он научится справляться, но для начала ему нужна огромная поддержка с твоей стороны.
► Что дает ребенку детский сад
Уроки общения – это очень важная составляющая развития малыша. Сквозь призму общения он столкнется с «другим», у которого будет свой характер. Возможно, этот «другой» малыш станет его лучшим другом, а, быть может, придется пройти через конфликты, которые будут урегулироваться воспитателями. В любом случае, это будет хороший урок для ребенка на будущее.
Помимо общения, он научится многим важным вещам: режиму дня (время сна, обеда), совместным играм, участию в утренниках. Малыш обязательно будет развиваться, как умственно: рисовать, читать (в старших группах), вышивать, так и физически: заниматься гимнастикой, бегать, выполнять различные упражнения, ходить на музыкальные занятия. Родителям необходимо поощрять все начинания и следить за успехами и неудачами чада. Ведь уже в раннем возрасте можно определить сильные и слабые стороны развития ребенка.
Необходимо помнить, что детсад – ступень в подготовке к школьной жизни. Так что стоит обращать внимание на первые художественные шедевры ребенка, на то, сколько времени ему требуется для разучивания песенки или стишка. Все это – показатели развития ребенка. Если тебе покажется, что твой малыш отстает от других, предлагай ему упражнения на развитие памяти и внимания, чтобы в юном возрасте исправить ситуацию.
Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, хотя на первых порах, это очень непросто. Но со временем, он поймет, что значит – жить в коллективе, где свои законы, которым надо подчиняться, подружится с такими же малышами и многому научится.
Самое главное – участвовать в жизни малыша, радоваться его маленьким победам, поддерживать в случае неудачи. Помни, чтобы не сказала воспитательница – главное для него – это мама, и за ней последнее слово.
Первый день в детском саду – это очень важное и знаменательное событие в жизни малыша, и он волнуется даже больше, чем вы. Ему все интересно, он хочет шагнуть в ту неизведанную даль, с этого начинается его первая, пока еще маленькая, но самостоятельная жизнь.
Ты день за днем смотришь, как растет твое чадо - первая улыбка, первый зубик, первый шаг… Он взрослеет, и ты понимаешь, что ему пора в детский садик.
Это очень трудный психологически шаг не столько для мамы, сколько для ребенка, ведь он привык видеть свою родительницу каждый день, каждую минутку проводить рядом с ней. И он еще не понимает, что ему придется расставаться с мамой на весь день, и твоя главная задача – помочь ему адаптироваться в новой среде.
Детский садик – это место, в котором он проведет, по меньшей мере, три следующих года своей жизни. Это очень важное время, время подготовки к следующему, еще более важному шагу – к школе.
Детский садик – эта та среда, где ребенок откроет для себя много нового и увлекательного. Новые друзья, новые игры, новые увлечения. Ребенок обязательно привыкнет, главное пережить первое время, когда он со слезами на глазах будет кидаться к тебе, как только утром ты соберешься уйти на работу и оставить его одного. Он справится, он научится справляться, но для начала ему нужна огромная поддержка с твоей стороны.
► Что дает ребенку детский сад
Уроки общения – это очень важная составляющая развития малыша. Сквозь призму общения он столкнется с «другим», у которого будет свой характер. Возможно, этот «другой» малыш станет его лучшим другом, а, быть может, придется пройти через конфликты, которые будут урегулироваться воспитателями. В любом случае, это будет хороший урок для ребенка на будущее.
Помимо общения, он научится многим важным вещам: режиму дня (время сна, обеда), совместным играм, участию в утренниках. Малыш обязательно будет развиваться, как умственно: рисовать, читать (в старших группах), вышивать, так и физически: заниматься гимнастикой, бегать, выполнять различные упражнения, ходить на музыкальные занятия. Родителям необходимо поощрять все начинания и следить за успехами и неудачами чада. Ведь уже в раннем возрасте можно определить сильные и слабые стороны развития ребенка.
Необходимо помнить, что детсад – ступень в подготовке к школьной жизни. Так что стоит обращать внимание на первые художественные шедевры ребенка, на то, сколько времени ему требуется для разучивания песенки или стишка. Все это – показатели развития ребенка. Если тебе покажется, что твой малыш отстает от других, предлагай ему упражнения на развитие памяти и внимания, чтобы в юном возрасте исправить ситуацию.
Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, хотя на первых порах, это очень непросто. Но со временем, он поймет, что значит – жить в коллективе, где свои законы, которым надо подчиняться, подружится с такими же малышами и многому научится.
Самое главное – участвовать в жизни малыша, радоваться его маленьким победам, поддерживать в случае неудачи. Помни, чтобы не сказала воспитательница – главное для него – это мама, и за ней последнее слово.
Первый день в детском саду – это очень важное и знаменательное событие в жизни малыша, и он волнуется даже больше, чем вы. Ему все интересно, он хочет шагнуть в ту неизведанную даль, с этого начинается его первая, пока еще маленькая, но самостоятельная жизнь.
Психологические особенности детей второго года жизни
ребенок совершенствует двигательные умения
В первом полугодии второго года жизни в
основном происходит совершенствование и закрепление тех умений,
которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего совершенствуется ходьба.
На овладение уверенной, самостоятельной
ходьбой уходит примерно полгода. Так, в один год и три месяца ребенок
самостоятельно ходит, приседает, наклоняется, к полутора годам движения
становятся более координированными, малыш может перешагивать через
препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок
чрезвычайно подвижен, за день он пробегает по нескольку километров и не
устает. Характерна повышенная ориентировочная деятельность, у ребенка
появляются представления о расстоянии и расположении предметов в
пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко
всему окружающему, все надо потрогать, попробовать, а порой и сломать.
В два года движения ребенка
координированы, он хорошо ходит, преодолевает препятствия, может
чередовать шаг, самостоятельно подниматься по лестнице, толкать ногой
мяч, закрывать дверь.
Продолжает совершенствоваться координация
движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и
указательный палец. Ребенок уже может брать предметы двумя пальчиками,
может вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень,
складывать матрешек. Кроме этих так называемых «соотносящихся» действий
ребенок начинает овладевать «орудийными» действиями.
На втором году ребенок начинает
употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой
набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
малыш заговорил
Второй год жизни является периодом
становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми
месяцев ребенок учится понимать речь (сенсорная речь), а во второй
половине второго года быстро увеличивается его словарный запас,
совершенствуется активная речь.
Если для годовалого ребенка слова
взрослого обозначают настроение, ситуацию в целом, общий смысл, то по
мере получения все новых представлений об окружающей обстановке, людях,
предметах, игрушках у него устанавливается связь слова с предметом.
Этот процесс происходит быстрее, если взрослые показывают и называют
окружающие ребенка предметы, игрушки, учат, как ими пользоваться,
словесно обозначают свои действия, за которыми следит ребенок. Позднее он начинает понимать и смысл целых предложений.
В лепете ребенка появляется все больше
разнообразных звуков и их сочетаний, он выразителен, эмоционален,
сопровождает все его действия. Если в один год и три месяца ребенок
произносит в основном облегченные слова (машина — «би-би», собака — «ав-ав»), то в один год и шесть месяцев способен произносить тридцать-сорок слов, однако не
знакомые слова использует редко, лишь в момент сильной
заинтересованности. Произношение ребенка еще очень неправильное, это
либо сокращенные слова, начало или конец слова, либо очень своеобразные
звукосочетания: «ки» — ботинки, «абака» — собака и т. д. Вновь
появившимися словами ребенок пользуется в окружении близких людей, в
непривычной обстановке он обычно молчит.
Во втором полугодии второго года жизни
происходит скачок в развитии речи, быстро увеличивается словарный
запас, к двум годам малыш употребляет 300—400 слов. Ребенок вначале
устанавливает значение слов, он торопится поскорее узнать названия
всех окружающих его предметов. Начинается период вопросов: «что это?
где? кто?». Получив ответ, он повторяет его несколько раз, затем задает
тот же вопрос, как бы проверяя себя. Вначале в словарь ребенка входят
только названия предметов и действий, затем качества предметов, в речи
появляются грамматические формы. Ребенок начинает говорить
предложениями из двух, а затем из трех-четырех слов. Речь становится
средством общения ребенка со взрослым, средством выражения своих
желаний, впечатлений.
К двум годам малыш может сказать: «Мама
день пальто — галять пойдем!» С развитием речи неразрывно связано
развитие мышления детей, ориентация в окружающем пространстве. На
основе расширяющегося опыта дети начинают сравнивать, различать,
устанавливать связь между явлениями. Язык становится все более гибким
орудием мышления, все более выражает то, о чем думает ребенок.
МЫСЛИТ ЛИ РЕБЕНОК?
В возрасте одного года у ребенка
нет целостного представления о вещах, он обращает внимание на один-два
признака, с помощью которых сравнивает различные предметы. Например, он
называет словом «ко» и яйцо, и мячик, и яблоко, и все, что имеет
округлую форму. Пространственное расположение предметов в этом возрасте
ему недоступно.
В последующие месяцы начинается активное
познание окружающего мира в результате деятельности, прежде всего,
манипулирования руками. Ребенок сначала познает форму и величину
предметов, цвету он не придает никакого значения.
Подражая взрослым, ребенок запоминает
порядок выполнения действий, например, он собирает пирамидку в той
же последовательности, что и взрослые, но не учитывает размер
колец. Лишь многократно повторяя свои действия, экспериментируя,
без труда нанизывает сначала большие, затем меньшие кольца.
Различая, сравнивая, ребенок устанавливает сходство предметов
по их признакам — форме, величине, цвету. Ощущения и восприятия
обогащаются во время игры с предметами, контрастными по одному из
признаков и сходными по другим (мячи, шары одного цвета, но различные по
размеру; коробочки, одинаковые по величине, но разные по цвету; мишки,
куклы и другие игрушки, изготовленные из разного материала —
матерчатые, резиновые, деревянные и другие).
Разнообразие предметов, подчеркивая различие и сходство признаков, углубляет и уточняет восприятие.
После 1 года 6 месяцев малыш начинает
правильно оценивать расстояние, указывать направление движения, решать
простые задачи на преодоление препятствий для достижения цели.
С этого времени ребенок начинает
зрительно соотносить свойства предметов, он может свободно
ориентироваться в пространстве, способен на глаз подобрать нужные
предметы, например, из двух-трех матрешек разной величины выбирает по
просьбе взрослого самую маленькую, из двух-трех цветных шариков выбирает
шарик требуемого цвета.
К концу второго года жизни ребенок
начинает собирать примитивные конструкции, овладевать элементарными
умениями: ставить кубик на кубик, раскладывать их рядами, ставить
по-разному кирпичи, сооружая дом или ворота, при этом совершенствуются
пространственные понятия — рядом, подальше, впереди.
Восприятия тесно связаны с выполнением
действий, многократно повторяемых, свойства предметов, не связанные с
практической деятельностью, усваиваются труднее, с помощью взрослых. В
частности, это относится к цвету.
В результате речевого общения к двум
годам ребенок овладевает всеми звуками, соотношение звуков по высоте
тона дается труднее. Народные прибаутки, короткие стихи, различные
озвученные игрушки, песни, музыка побуждают детей прислушаться к
звукам, вслушаться в слова, что способствует развитию слухового
восприятия. При этом внимание, которое в начале второго года было
непроизвольным, — ребенок часто переключался с одного предмета на
другой, — становится более устойчивым, развивается умение
сосредоточиться. Таким образом, формируется произвольное внимание.
В процессе деятельности совершенствуется
память, ребенок не забывает о цели своих действий, задуманных
несколько минут назад. Он узнает предмет, который видит через
какой-то промежуток времени, или предметы и явления, которые сильно
заинтересовали его, вызвали сильные ощущения. Эти воспоминания
возникают на основе наглядной ситуации. Мальчик, показывая на чашку с
отбитой ручкой, говорит: «Папа бил». Отдельные события, обратившие на
себя внимание, ребенок на втором году жизни может помнить в течение
нескольких дней. В раннем детстве важен не объем приобретенных знаний, а
уровень развития таких психических процессов, как восприятие, память,
воображение, внимание.
Первые проявления мышления можно заметить
у годовалого ребенка, когда он догадывается взять в руки машинку,
потянув ее за веревочку, подкатить палкой мячик. Сначала дети совершают
свои действия по показу взрослых, затем сами путем экспериментирования
устанавливают связи между предметами.
ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
В раннем детстве все свободное время
ребенка занято игрой, развивающей физические и психические возможности и
в то же время предохраняющей от преждевременной встречи с
жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с
настоящими, а не вымышленными предметами. Ребенок едет на деревянном
коне с таким же увлечением, как если бы он ехал на настоящем. Игры для
детей — это часть их жизни. Всякая игра связана с работой фантазии,
воображения, и в то же время игра требует хоть каплю реальности жизни
как исходной основы работы фантазии.
В первые месяцы второго года дети
в игре преимущественно воспроизводят ранее разученные действия. Они
«кормят», «качают» кукол, «пляшут» с ними. Постепенно эти действия
переносятся на другие предметы — кормят не только кукол, но и кошку,
собаку, мишку и т. д. Все действия ребенка сопровождаются лепетом,
отдельными облегченными словами, возгласами, проявлениями
положительных эмоций.
С 1 года 3 месяцев ребенок
начинает подражать действиям взрослых, он воспроизводит то, что видит
вокруг себя, например, «читает газету», «причесывается», «наряжается» и
т.д.
В 1 год 6 месяцев малыш
начинает изображать в игре все более разнообразные действия
окружающих, связывать их между собой, он подолгу возится с куклой,
кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает.
В 1 год 9 месяцев игра
еще более усложняется, становится сюжетной с последовательными
действиями. Например, мальчик берет машину, нагружает ее, заводит
мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум
мотора, причем играть не отвлекаясь он может в течение 15—20 минут.
Ребенок любит игры, развивающие ловкость,
быстроту, он ищет повод, чтобы двигаться, чем больше затруднений на
этом пути, тем ему приятнее их преодолевать. Ребенок незаметно
упражняется в разнообразных формах движений с целью овладеть своим
телом. Он любит играть в «догонялки», «прятки», «кататься с горки»,
играть с мячом, носить предметы, перевозить тележку и т. д.
Детские игры в этом возрасте могут быть
трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра.
Ребенок, взяв те или иные предметы, ломает, вскрывает их, разделяет на
составные части. Дети не могут быть равнодушными к вещам, которые они
видят, какая-то беспокойная потребность взять предмет в руки и заняться
«исследованием» владеет ребенком. Но эти так называемые деструктивные
игры — не стремление портить вещи, это познавательные игры, ребенок
хочет проникнуть в скрытый «механизм» вещей, в их внутреннее строение.
Чтобы ослабить интерес к деструктивным играм, необходимо направить
детскую активность на созидательную, так называемую конструктивную
игру. Это игра с песком, кубиками, строительным материалом, лепка. При
этом ребенок начинает пользоваться рукой как орудием творчества. В играх
ребенка развиваются такие психические качества как внимание, память,
интеллект.
В конце второго года жизни все большее
значение для развития ребенка приобретает сюжетно-ролевая игра, в
которой он копирует жизнь окружающих его людей во всем ее
многообразии. Стремление к
самостоятельности можно заметить уже у шестимесячного младенца,
когда он отказывается, чтобы его кормили с ложки, сердится, если у
него забирают игрушку. К полутора годам ребенок явно хочет поскорее
избавиться от опеки взрослых, он на все просьбы говорит «нет», делает
все наоборот. Малышу не нравится, когда ему помогают, стараются сделать
за него то, что он уже умеет. Любимое выражение к двум годам «Я сам!»
В раннем детстве ребенок не отделяет себя
от окружающих его людей, предметов, отношение ребенка к себе
заимствовано у взрослых, он обращается к себе в третьем лице, например,
девочка двух лет говорит родителям: «Мы возьмем меня к бабушке!» или
«Дайте Тане куклу!»
С усовершенствованием предметной
деятельности и развитием речи усложняются взаимоотношения со
взрослыми, ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди
существуют отдельно от него. С конца второго года ребенок начинает
знакомиться с собой. В этом ему активно помогают взрослые, объясняя,
что изображение в зеркале — это он, а не другой малыш. Он начинает
внимательно себя рассматривать в зеркале, изучать, придавать
большое значение своему имени, которое принадлежит именно ему, а
не просто служит средством общения со взрослыми.
Хорошо, если осознание психологической
независимости происходит при тактичной поддержке со стороны взрослых,
так как по мере обособления от родителей у ребенка появляется чувство
одиночества, незащищенности, тревоги. Чтобы подавить свой страх,
ребенок начинает подчиняться более сильным ровесникам, отказываясь от
своего «Я», или, наоборот, сам начинает подчинять себе более слабых,
становясь «деспотом». На детской площадке можно увидеть, как дети
отнимают друг у друга игрушки, могут обозвать друг друга, мучают
животных. Мальчик полутора лет отнял игрушку у ровесника и, видя, что
тот плачет, начинает его дразнить, то протягивая, то вновь пряча за
спину чужую игрушку.
Если взрослые не вмешаются в эту
ситуацию, возможно развитие агрессивности, которая может быть как
случайной, преходящей, так и устойчивой индивидуальной чертой поведения.
Здесь важен пример взрослых, взаимоотношения в семье, причем грубые
действия по отношению к агрессивным действиям ребенка еще более
усиливают жестокость.
Индивидуальные особенности поведения
ребенка видны с первых дней жизни. К 6 месяцам вырабатывается
характерный для каждого ребенка стиль поведения от спокойного,
уравновешенного, игривого до раздражительного, плаксивого,
непредсказуемого. Несмотря на то что своеобразие детской
индивидуальности вырисовывается очень рано, в раннем детстве очень много
черт, характерных для каждого ребенка.
В течение раннего детства ребенок сильно
меняется и физически, и психически. То, что кажется глубоким,
неизменным и основным, исчезает нередко безо всякого следа. Вдруг
исчезают казалось бы устоявшиеся привычки, ребенок может неожиданно
прийти в восторг, но через минуту стать совершенно равнодушным. Эта
удивительная изменчивость характерна для ребенка, в детской личности
нет ничего постоянного, законченного.
Никакие исследования не могут точно
определить тип высшей нервной деятельности ребенка, в данный момент у
него могут быть черты одного типа, через несколько месяцев или лет —
черты другого типа.
Для ребенка характерен эгоцентризм, но он
не означает культа его личности, дело в том, что он живет только своей
эмоциональной жизнью, следует своим влечениям и чувствам, в нем нет
ничего искусственного, преднамеренного.
основные проблемы воспитания
Второй год жизни — наиболее важный период
в интеллектуальном развитии ребенка. Дети, которым недостаточно
уделяют внимания, в развитии речи, эмоций, умственных способностей,
значительно отстают от сверстников. На протяжении
второго года жизни совершенствуется мышление, от
непосредственных действий с предметами ребенок переходит к действиям с
образами этих предметов. Важно как можно больше давать
ребенку заданий на воображение, побуждать его к рисованию, пению,
игре на различных инструментах, к конструированию. Необходимо
поощрять самостоятельность ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее
восприимчив к усвоению речи. Если до полутора лет формировались речевой
слух, понимание речи, то есть пассивное восприятие и реагирование на
речь взрослого, ребенок общался в основном путем мимики и
жестов, то во втором полугодии второго года быстро происходит
овладение активной речью путем подражания
речи взрослых. В этом возрасте у ребенка огромен интерес к окружающему
миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих
его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.
С ребенком необходимо говорить отчетливо,
выразительно, выговаривая все слова. Чем чаще окружающие люди
разговаривают с ребенком, тем лучше он усваивает речь. Развитие активной
речи иногда запаздывает и наступает после двух лет, но если ребенок
хорошо понимает обращенную к нему речь, волноваться не надо, так как
всего за несколько месяцев он без труда догонит сверстников. В этом
возрасте ребенок может легко усвоить одновременно два языка, родной и
иностранный, но оба языка должны преподаваться по единой методике,
лучше разными людьми и в разных ситуациях.
Умственное развитие детей второго года
жизни осуществляется в играх, в общении со взрослыми, другими детьми, в
процессе индивидуального наблюдения за окружающим миром. Для ребенка
характерна любознательность, и ее всячески необходимо поощрять.
С помощью игрушек путем подражания малыш
приобщается к миру человеческих отношений, поэтому игрушки должны быть
в достаточном количестве, в том числе куклы, изображающие людей и
животных, кубики, из которых можно делать различные конструкции,
предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь,
разнообразные инструменты.
С помощью инструментов ребенок должен
научиться в первую очередь ремонтировать собственные игрушки, даже если
родители в состоянии купить новые. С раннего возраста следует
приучать ребенка к аккуратности, трудолюбию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий