"Утята"

Первый день в детском садике

Ты день за днем смотришь, как растет твое чадо - первая улыбка, первый зубик, первый шаг… Он взрослеет, и ты понимаешь, что ему пора в детский садик.

Это очень трудный психологически шаг не столько для мамы, сколько для ребенка, ведь он привык видеть свою родительницу каждый день, каждую минутку проводить рядом с ней. И он еще не понимает, что ему придется расставаться с мамой на весь день, и твоя главная задача – помочь ему адаптироваться в новой среде.

Детский садик – это место, в котором он проведет, по меньшей мере, три следующих года своей жизни. Это очень важное время, время подготовки к следующему, еще более важному шагу – к школе.

Детский садик – эта та среда, где ребенок откроет для себя много нового и увлекательного. Новые друзья, новые игры, новые увлечения. Ребенок обязательно привыкнет, главное пережить первое время, когда он со слезами на глазах будет кидаться к тебе, как только утром ты соберешься уйти на работу и оставить его одного. Он справится, он научится справляться, но для начала ему нужна огромная поддержка с твоей стороны.

Что дает ребенку детский сад

Уроки общения – это очень важная составляющая развития малыша. Сквозь призму общения он столкнется с «другим», у которого будет свой характер. Возможно, этот «другой» малыш станет его лучшим другом, а, быть может, придется пройти через конфликты, которые будут урегулироваться воспитателями. В любом случае, это будет хороший урок для ребенка на будущее.

Помимо общения, он научится многим важным вещам: режиму дня (время сна, обеда), совместным играм, участию в утренниках. Малыш обязательно будет развиваться, как умственно: рисовать, читать (в старших группах), вышивать, так и физически: заниматься гимнастикой, бегать, выполнять различные упражнения, ходить на музыкальные занятия. Родителям необходимо поощрять все начинания и следить за успехами и неудачами чада. Ведь уже в раннем возрасте можно определить сильные и слабые стороны развития ребенка.

Необходимо помнить, что детсад – ступень в подготовке к школьной жизни. Так что стоит обращать внимание на первые художественные шедевры ребенка, на то, сколько времени ему требуется для разучивания песенки или стишка. Все это – показатели развития ребенка. Если тебе покажется, что твой малыш отстает от других, предлагай ему упражнения на развитие памяти и внимания, чтобы в юном возрасте исправить ситуацию.

Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, хотя на первых порах, это очень непросто. Но со временем, он поймет, что значит – жить в коллективе, где свои законы, которым надо подчиняться, подружится с такими же малышами и многому научится.

Самое главное – участвовать в жизни малыша, радоваться его маленьким победам, поддерживать в случае неудачи. Помни, чтобы не сказала воспитательница – главное для него – это мама, и за ней последнее слово.

Первый день в детском саду – это очень важное и знаменательное событие в жизни малыша, и он волнуется даже больше, чем вы. Ему все интересно, он хочет шагнуть в ту неизведанную даль, с этого начинается его первая, пока еще маленькая, но самостоятельная жизнь.




Психологические особенности детей второго года жизни
ребенок совершенствует двигательные умения
  В первом полугодии второго года жизни в основном  происходит совершенствование  и  закреп­ление тех умений, которые возникли в конце пер­вого года жизни. Прежде всего совершенствуется ходьба.
На овладение уверенной, самостоятельной ходь­бой уходит примерно полгода. Так, в один год и три месяца ребенок самостоятельно ходит, приседает, наклоняется, к полутора годам движения ста­новятся более координированными, малыш может перешагивать через препятствия приставным ша­гом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок чрезвычайно подвижен, за день он пробегает по нескольку километров и не устает. Характерна повышенная ориентировочная деятельность, у ре­бенка появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает инте­рес ко всему окружающему, все надо потрогать, попробовать, а порой и сломать.
В два года движения ребенка координированы, он хорошо ходит, преодолевает препятствия, может чередовать шаг, самостоятельно подниматься по лестнице, толкать ногой мяч, закрывать дверь.
Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец. Ребенок уже может брать предметы двумя пальчиками, может вкладывать один предмет в другой, надевать коль­ца на стержень, складывать матрешек. Кроме этих так называемых «соотносящихся» действий ребе­нок начинает овладевать «орудийными» действия­ми.
На втором году ребенок начинает употреб­лять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
малыш заговорил
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь (сенсорная речь), а во второй половине второ­го года быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется активная речь.
Если для годовалого ребенка слова взрослого обозначают настроение, ситуацию в целом, общий смысл, то по мере получения все новых представ­лений об окружающей обстановке, людях, предме­тах, игрушках у него устанавливается связь слова с предметом. Этот процесс происходит быстрее, если взрослые показывают и называют окружающие ребенка предметы, игрушки, учат, как ими пользоваться, словесно обозначают свои действия, за которыми следит ребенок. Позднее он начина­ет понимать и смысл целых предложений.
В лепете ребенка появляется все больше разно­образных звуков и их сочетаний, он выразителен, эмоционален, сопровождает все его действия. Если в один год и три месяца ребенок произносит в основном облегченные слова (машина — «би-би», собака — «ав-ав»), то в один год и шесть месяцев способен произносить тридцать-сорок слов, однако не знакомые слова использует редко, лишь в момент сильной заинтересованности. Произ­ношение ребенка еще очень неправильное, это либо сокращенные слова, начало или конец слова, либо очень своеобразные звукосочетания: «ки» — бо­тинки, «абака» — собака и т. д. Вновь появивши­мися словами ребенок пользуется в окружении близких людей, в непривычной обстановке он обычно молчит.
Во втором полугодии второго года жизни про­исходит скачок в развитии речи, быстро увеличи­вается словарный запас, к двум годам малыш употребляет 300—400 слов. Ребенок вначале ус­танавливает значение слов, он торопится поско­рее узнать названия всех окружающих его пред­метов. Начинается период вопросов: «что это? где? кто?». Получив ответ, он повторяет его не­сколько раз, затем задает тот же вопрос, как бы проверяя себя. Вначале в словарь ребенка вхо­дят только названия предметов и действий, затем качества предметов, в речи появляются грамма­тические формы. Ребенок начинает говорить предложениями из двух, а затем из трех-четырех слов. Речь становится средством общения ребен­ка со взрослым, средством выражения своих желаний, впечатлений.
К двум годам малыш может сказать: «Мама день пальто — галять пойдем!» С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей, ориентация в окружающем пространстве. На ос­нове расширяющегося опыта дети начинают срав­нивать, различать, устанавливать связь между яв­лениями. Язык становится все более гибким ору­дием мышления, все более выражает то, о чем думает ребенок.

МЫСЛИТ ЛИ РЕБЕНОК?
В возрасте одного года у ребенка нет целост­ного представления о вещах, он обращает внима­ние на один-два признака, с помощью которых сравнивает различные предметы. Например, он называет словом «ко» и яйцо, и мячик, и яблоко, и все, что имеет округлую форму. Пространствен­ное расположение предметов в этом возрасте ему недоступно.
В последующие месяцы начинается активное познание окружающего мира в результате деятель­ности, прежде всего, манипулирования руками. Ребенок сначала познает форму и величину пред­метов, цвету он не придает никакого значения.
Подражая взрослым, ребенок запоминает поря­док выполнения действий, например, он собирает пирамидку в  той  же  последовательности,  что  и взрослые,  но не учитывает размер колец.  Лишь многократно повторяя свои действия, эксперимен­тируя,   без   труда   нанизывает   сначала   большие, затем меньшие кольца. Различая, сравнивая, ре­бенок   устанавливает   сходство   предметов   по   их признакам — форме, величине, цвету. Ощущения и восприятия обогащаются во время игры с пред­метами, контрастными по одному из признаков и сходными по другим (мячи, шары одного цвета, но различные по размеру; коробочки, одинаковые по величине, но разные по цвету; мишки, куклы и другие игрушки, изготовленные из разного ма­териала — матерчатые, резиновые, деревянные и другие).
Разнообразие предметов, подчеркивая различие и сходство признаков, углубляет и уточняет вос­приятие.
После 1 года 6 месяцев малыш начинает правильно оценивать расстояние, указывать направле­ние движения, решать простые задачи на преодоление препятствий для достижения цели.
С этого времени ребенок начинает зрительно соотносить свойства предметов, он может свободно ориентироваться в пространстве, способен на глаз подобрать нужные предметы, например, из двух-трех матрешек разной величины выбирает по просьбе взрослого самую маленькую, из двух-трех цветных шариков выбирает шарик требуемого цвета.
К концу второго года жизни ребенок начинает собирать примитивные конструкции, овладевать элементарными умениями: ставить кубик на ку­бик, раскладывать их рядами, ставить по-разному кирпичи, сооружая дом или ворота, при этом со­вершенствуются пространственные понятия — рядом, подальше, впереди.
Восприятия тесно связаны с выполнением дей­ствий, многократно повторяемых, свойства предме­тов, не связанные с практической деятельностью, усваиваются труднее, с помощью взрослых. В ча­стности, это относится к цвету.
В результате речевого общения к двум годам ребенок овладевает всеми звуками, соотношение звуков по высоте тона дается труднее. Народные прибаутки, короткие стихи, различные озвученные игрушки, песни, музыка побуждают детей прислу­шаться к звукам, вслушаться в слова, что способ­ствует развитию слухового восприятия. При этом внимание, которое в начале второго года было непроизвольным, — ребенок часто переключался с одного предмета на другой, — становится более устойчивым, развивается умение сосредоточиться. Таким образом, формируется произвольное внима­ние.
В  процессе деятельности совершенствуется па­мять, ребенок не забывает о цели своих действий, задуманных несколько минут назад. Он узнает пред­мет,   который  видит  через  какой-то  промежуток времени, или предметы и явления, которые сильно заинтересовали его,  вызвали сильные ощущения. Эти воспоминания возникают на основе наглядной ситуации. Мальчик, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: «Папа бил». Отдельные события, обратившие на себя внимание, ребенок на втором году жизни может помнить в течение нескольких дней. В раннем детстве важен не объем приобре­тенных знаний, а уровень развития таких психи­ческих процессов, как восприятие, память, вообра­жение, внимание.
Первые проявления мышления можно заметить у годовалого ребенка, когда он догадывается взять в руки машинку, потянув ее за веревочку, подка­тить палкой мячик. Сначала дети совершают свои действия по показу взрослых, затем сами путем экспериментирования устанавливают связи между предметами.
ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой, развивающей физические и психи­ческие возможности и в то же время предохраня­ющей  от  преждевременной  встречи  с  жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предме­тами. Ребенок едет на деревянном коне с таким же увлечением, как если бы он ехал на настоящем. Игры для детей —  это часть их жизни. Всякая игра связана с работой фантазии, воображения, и в то же время игра требует хоть каплю реальности жизни как исходной основы работы фантазии.
В первые месяцы второго года дети в игре преиму­щественно  воспроизводят ранее разученные дей­ствия. Они «кормят», «качают» кукол, «пляшут» с ними.  Постепенно эти действия переносятся  на другие предметы — кормят не только кукол, но и кошку, собаку, мишку и т. д. Все действия ребенка сопровождаются лепетом, отдельными облегченны­ми словами, возгласами, проявлениями положитель­ных эмоций.
С 1 года месяцев ребенок начинает подражать действиям взрослых, он воспроизводит то, что видит вокруг себя, например, «читает газету», «причесы­вается», «наряжается» и т.д.
В 1 год 6 месяцев малыш начинает изображать в игре все более разнообразные действия окружа­ющих, связывать их между собой, он подолгу во­зится с куклой, кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает.
В 1 год 9 месяцев игра еще более усложняется, становится   сюжетной  с   последовательными   дей­ствиями.  Например,  мальчик  берет  машину,  на­гружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом   звуки,   похожие   на   шум   мотора,   причем играть не отвлекаясь он может в течение 15—20 минут.   Ребенок   любит   игры,   развивающие   ловкость, быстроту, он ищет повод, чтобы двигаться, чем больше затруднений на этом пути, тем ему приятнее их преодолевать. Ребенок незаметно упражняется в разнообразных формах движений с целью овладеть своим телом. Он любит играть в «догонялки», «прятки», «кататься с горки», играть с мячом, носить предметы, перевозить тележку и т. д.
Детские игры в этом возрасте могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирова­ние и ролевая игра. Ребенок, взяв те или иные предметы, ломает, вскрывает их, разделяет на составные части. Дети не могут быть равнодуш­ными к вещам, которые они видят, какая-то бес­покойная потребность взять предмет в руки и заняться «исследованием» владеет ребенком. Но эти так называемые деструктивные игры — не стремление портить вещи, это познавательные игры, ребенок хочет проникнуть в скрытый «ме­ханизм» вещей, в их внутреннее строение. Чтобы ослабить интерес к деструктивным играм, необхо­димо направить детскую активность на созида­тельную, так называемую конструктивную игру. Это игра с песком, кубиками, строительным ма­териалом, лепка. При этом ребенок начинает пользоваться рукой как орудием творчества. В играх ребенка развиваются такие психические качества как внимание, память, интеллект.
В конце второго года жизни все большее значе­ние для развития ребенка приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой он копирует жизнь окру­жающих его людей во всем ее многообразии. Стремление  к самостоятельности можно заме­тить  уже  у  шестимесячного  младенца,  когда  он отказывается, чтобы его кормили с ложки, сердит­ся,  если у него забирают  игрушку.  К полутора годам ребенок явно хочет поскорее избавиться от опеки взрослых, он на все просьбы говорит «нет», делает все наоборот. Малышу не нравится, когда ему помогают, стараются сделать за него то, что он уже умеет. Любимое выражение к двум годам «Я сам!»
В раннем детстве ребенок не отделяет себя от окружающих его людей, предметов, отношение ре­бенка к себе заимствовано у взрослых, он обраща­ется к себе в третьем лице, например, девочка двух лет говорит родителям: «Мы возьмем меня к  бабушке!» или «Дайте Тане куклу!»
С усовершенствованием  предметной деятельно­сти  и  развитием речи усложняются взаимоотно­шения со взрослыми, ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди существуют отдельно от него.  С конца второго года ребенок начинает знакомиться с собой. В этом ему активно помо­гают взрослые, объясняя, что изображение в зер­кале — это он, а не другой малыш. Он начинает внимательно  себя рассматривать  в  зеркале,  изу­чать,  придавать большое значение своему имени, которое   принадлежит   именно  ему,   а  не   просто служит   средством   общения   со   взрослыми.
Хорошо, если осознание психологической неза­висимости происходит при тактичной поддержке со стороны взрослых, так как по мере обособления от родителей у ребенка появляется чувство одино­чества, незащищенности, тревоги. Чтобы подавить свой страх,  ребенок начинает подчиняться более сильным ровесникам, отказываясь от своего «Я», или, наоборот, сам начинает подчинять себе более слабых, становясь «деспотом». На детской площад­ке можно увидеть, как дети отнимают друг у друга игрушки, могут обозвать друг друга, мучают животных. Мальчик полутора лет отнял игрушку у ровесника и, видя, что тот плачет, начинает его дразнить, то протягивая, то вновь пряча за спину чужую игрушку.
Если взрослые не вмешаются в эту ситуацию, возможно развитие агрессивности, которая может быть как случайной, преходящей, так и устойчивой индивидуальной чертой поведения. Здесь важен пример взрослых, взаимоотношения в семье, при­чем грубые действия по отношению к агрессив­ным действиям ребенка еще более усиливают жестокость.
Индивидуальные особенности поведения ребенка видны с первых дней жизни. К 6 месяцам выра­батывается характерный для каждого ребенка стиль поведения от спокойного, уравновешенного, игриво­го до раздражительного, плаксивого, непредсказуе­мого. Несмотря на то что своеобразие детской индивидуальности вырисовывается очень рано, в раннем детстве очень много черт, характерных для каждого ребенка.
В течение раннего детства ребенок сильно меня­ется и физически, и психически. То, что кажется глубоким, неизменным и основным, исчезает неред­ко безо всякого следа. Вдруг исчезают казалось бы устоявшиеся привычки, ребенок может неожидан­но прийти в восторг, но через минуту стать совер­шенно равнодушным. Эта удивительная изменчи­вость характерна для ребенка, в детской личности нет ничего постоянного, законченного.
Никакие исследования не могут точно опреде­лить тип высшей нервной деятельности ребенка, в данный момент у него могут быть черты одного типа, через несколько месяцев или лет — черты другого типа.
Для ребенка характерен эгоцентризм, но он не означает культа его личности, дело в том, что он живет только своей эмоциональной жизнью, следу­ет своим влечениям и чувствам, в нем нет ничего искусственного, преднамеренного.
основные проблемы воспитания
Второй год жизни — наиболее важный период в интеллектуальном развитии ребенка.  Дети,  ко­торым недостаточно уделяют внимания,  в разви­тии речи, эмоций, умственных способностей, зна­чительно   отстают   от   сверстников.   На   протяже­нии     второго     года     жизни     совершенствуется мышление, от непосредственных действий с пред­метами ребенок переходит к действиям с образа­ми   этих   предметов.   Важно   как   можно   больше давать  ребенку  заданий  на  воображение,   побуж­дать его к рисованию, пению, игре на различных инструментах,   к   конструированию.   Необходимо поощрять самостоятельность ребенка. В этом воз­расте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи. Если до полутора лет формировались рече­вой слух, понимание речи, то есть пассивное вос­приятие и реагирование на речь взрослого, ребе­нок  общался  в  основном  путем  мимики  и  жес­тов, то во втором полугодии второго года быстро происходит   овладение   активной   речью   путем подражания речи взрослых. В этом возрасте у ребенка огромен интерес к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно расска­зывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.
С ребенком необходимо говорить отчетливо, выразительно, выговаривая все слова. Чем чаще окружающие люди разговаривают с ребенком, тем лучше он усваивает речь. Развитие активной речи  иногда запаздывает и наступает после двух лет, но если ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, волноваться не надо, так как всего за несколько месяцев он без труда догонит сверст­ников. В этом возрасте ребенок может легко усвоить одновременно два языка, родной и ино­странный, но оба языка должны преподаваться по единой методике, лучше разными людьми и в разных ситуациях.
Умственное развитие детей второго года жизни осуществляется в играх, в общении со взрослыми, другими детьми, в процессе индивидуального на­блюдения за окружающим миром. Для ребенка характерна любознательность, и ее всячески необ­ходимо поощрять.
С помощью игрушек путем подражания ма­лыш приобщается к миру человеческих отноше­ний, поэтому игрушки должны быть в достаточ­ном количестве, в том числе куклы, изображаю­щие людей и животных, кубики, из которых можно делать различные конструкции, предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, са­довый инвентарь, разнообразные инструменты.
С помощью инструментов ребенок должен научиться в первую очередь ремонтировать соб­ственные игрушки, даже если родители в состоя­нии купить новые. С раннего возраста следует при­учать ребенка к аккуратности, трудолюбию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий